23.08.2021, 15:36 | |
Из опыта работы: «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха» С началом школьного обучения к речи детей предъявляются повышенные требования. Правильная речь -основа грамотности при письме. Часто дети при чтении и письме допускают «специфические» ошибки, которые не связаны с орфографическими правилами, с интеллектуальным развитием ребенка. Основная особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений. Вот наиболее часто встречающиеся ошибки: - замена букв (СЛЯПА - вместо шляпа, КУСЬ — вместо гусь) ; - пропуски букв (ЗОТИК - вместо зонтик, СТЛ – вместо стол) ; -перестановка букв (КОНРИ - вместо корни, ВСЕТ - вместо свет) ; - недописывание слов (КРАСН - вместо красный, ДОРОГ — вместо дорога) ; - разделение одного слова на части (У ТЮГ — вместо утюг, О КНО — вместо окно) ; - слияние нескольких слов в одно (ДЕТИИГРАЛИ - вместо дети играли). Для успешного овладения письмом у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма: 1. Правильное произношение всех звуков. 2. Различение на слух всех звуков речи (звонкие - глухие, мягкие- твердые) . 3. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно: - выделение звука на фоне слова (например: ЕСТЬ ЛИ ЗВУК «Р» в слове рыба, а в слове шар, картина) - определение места звука в слове (начало, середина, конец, например: «на каком месте находится звук «Ш» - в начале, середине или в конце слова машина? А в словах шуба, ерш? . 4. Выделение ударного гласного звука в начале и конце слова. - например: какой первый звук в слове аист? Какой последний звук в слове весна? Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений ребенка, умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве (круг, овал, квадрат, треугольник; большой - маленький; вверху-внизу; справа-слева) - необходимое условие для прочного усвоения зрительных образов букв. В случае несформированности названных предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении написания букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при написании слов, что и приведет к появлению ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил. Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы по профилактике этих нарушений, их можно применять и в домашних условиях. -написание букв в воздухе; -конструирование букв (из палочек, ниток, проволоки, крупы, выдавливание в пластилине) ; -дописывание элементов букв; -сравнение смешиваемых букв (В-Р, (Т-Г, (В-З, (Х -К) и др. ; -реконструирование букв: одну превратить в другую (Ы- Ь — Ъ — Б — В -З.) ; -нахождение спрятавшихся букв (зашумленные рисунки) ; -формирование зрительной памяти (игры «Запоминайка», «Чего не стало? », «Что изменилось? ») -закрепление умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (игры «Кто где находится? », «Нарисуй предметы слева, справа», «Лабиринты», графические диктанты. | |
| |
Просмотров: 114 | Загрузок: 0 | |